ru | en | de
 Мой Дайвинг Написать письмо админу
myDiving

Волшебные миры Страны Восходящего Солнца

План поездки в Японию родился на ... Мальдивах, где на острове ReethiRah жизнь свела меня с моим коллегой, Сильвио Нишимура. Я давно подозревал что в Японии хороший дайвинг, раз страна имеет выход на Тихий Океан. Пришлось долго распрашивать местных жителей Окинавы, которых занесло ко мне на Мальдивы. К региону мое внимание давно привлекл серия а исторических книг «Американский ВМФ во второй мировой войне», «Японская Авиация» авторов Хирокоши и Акумия и куча другой литературы, где искал информацию о боевых событиях войны на Тихом Океане. Именно здесь на Окинаве под воду ушел и покоится самый большой линкор всех времен и народов "Ямато", о котором снят одноименный фильм Харуки Катагава.

Поэтому если кто думает, что поездка на дайвинг это просто собраный чемодан посмотреть рыбок и передача денег случайной турфирме или клубу, то имеено так оно и выглядит в 99,9% случаев. У меня это всегда чистейшая авантюра в попытке реализовать и найти возожность.

Конечно поход на легендарный Ямато, лежащий в 200 милях между Окинавой и главным островом, это как минимум поход на частной яхте или исследовательском судне и под силу пожалуй Камерону и самому аферисту Катагаве, который его нашел, сел в тюрьму за наркотики, молчал там 20 лет а потом вышел и снял фильм о японской «Авроре».

Моя же задача стояла, базируясь на опыте общения с моими знакомыми японцами на Мальдивах, пробраться с компанией единомышленников в самую закрытую и малознакомую страну, где даже интернет бесполезен, бо он весь на иероглифах.

Не менее сложно оказалось найти в самой Японии коллег и дайвинг-центры, где говорят и хотя бы отвечают на письма на английской мове.

Вернувшись после нескольких лет на ReethiRah, на майские праздники я собрал компанию своих старых друзей и учеников и мы отправились в Токио.

У меня еще страсть с советских времен. Я коллекционирую японские магнитофоны. Долго охотился на аукционе yahoo.jp за редкими моделями, которые стоят сегодня уйму денег и попросил моего приятеля Андрея, получить посылки в Японии и там нас с группой встретить. С Андрюхой мы знакомы с 2007 года, когда я прилетал пару раз в Токио с поездкой в Микронезию на Трук.

Прилетели мы в Токио «Аэрофлотом». В воздухе провели недолгих десять часов. Это не Папуа с кучей пересадок. Кормят вкусно. Летают быстро. В который раз со мной полетели Серега Бабанский и Саша Гутник, спевшиеся по куче других поездок.

Погода была при посадке хорошей, несмотря на близость моря с турбулентными вихрями и ветрами, самолет мягко коснулся посадочной плосы.

В аэропорту нашу бригаду уже ждал Андрей, арендовав для нашей бригады большой автобус. Лет двадцать назад Андрюха женился на японке и переехал жить в Токио к теще-миллиардерше, которая приютила простого русского парня с женой, бывшей студенткой московского вуза, позволив не загружать себе голову неприятными проблемами сложного бизнеса.

Часа полтора через кучу шлагбаумов мы добирались от аэропорта Норита до японской столицы, где остановились в отеле со странным нашему уху названием “Metropolitan”, навеивающему картину чумазых рабочих минского метростроя с отбойными молотками в руках. Не поверите, наш «Метрополитен» не имел ничего общего с метро, входя в деятку самых роскошных. Не обошлось без конфузов по незнанию японского. Меня с Вовой поселили в номере с односпальной кроватью. В эту ночь Вова так жестоко напился, что провел ночь спящим на полу в туалете, но от двухспальной кровати удалось отбиться чуть ли не рисуя на бумаге карандашом, что мы хотим.

Несколько дней перед полетом на Окинаву мы провели в Токио, где с высоты местных небоскребов посмотрели не только город, но и вулкан Фудзияма, который виден только в очень хорошую погоду. Во время землятресений эти небоскребы трясутся, но почемуто никак не падают. Особенно удивило что спустя много лет в Токио количество машин на городских улицах значительно уменьшилось. Оказываются местные власти теперь не дают номера на автомобиль, пока владелец не предоставить муниципальный документ, что у него есть парковочное место или гараж. И стоит оно намного дороже самого авто. Я подозревал, что размер парковочного места измеряется в сантиметрах, бо на машинах немногим больше нашего «гольфа» там мало кто ездит. Вот собственно и решение проблем с автотранспортом по японски. А ведь раньше авто в Токио было не меньше чем на улицах Каира.

Прикольно, но в Токио мало пользуются автомобилями. Ходят пешком. Стоят в огромных очередях ... в кафе покушать, бо сами готовить не спешат. Сходили в военный музей, где я живьем посмотрел легендарный морской истребитель Второй Мировой, Mitsubishi A6M3 Zero, который многократно раньше всречал с аквалангом на дне после падений в воду. Как-то вечерком посидели в японском ресторанчике поесь местной кухни. Честно скажу, я привык на Мальдивах есть свежепойманную рыбу, а кушать в Японии ... канадского сырого лосося это мало оригинально. Хотя много новых моих гастрономических открытий о японской кухне было сделано именно в эту поезку.

Токио – невероятный город, где запросто безнадежно заблудиться. Точне сказать это первые и единственный город где со мной это произошло. Конечно же я поймал не одного японца. От иностранца они убегали как от огня. Настоящий японский городовой! мне двадцать минут по японски и размахивая руками мне объяснял в какой стороне находится наш «Метрополитен». В последний день по Токио свистел ураган. Между небоскебов летали газеты а в Саппоро зашибло двадцать японцев. Но что такое 20 человек для 127 миллионов самураев. Зашел в магазинчик дайверского снаряжения. Оооочень дорого! Все. Включая маски со стразами по 150$

Утром мы вылетели самолетом из аэропорта Ханеда – полуострова, насыпаного в океане рядом с побережьем. Три часа полета и мы приземлились на острове Окинава, в аэропорту Наха. Час транзита и мы снова в воздухе. Наш полет завершился на острове Ишигаки. Выгрузили чемоданы. Вова раздобыл оргомный японский меч, который как мы не упаковывали, постоянно на каждой пересадке заставляли зачем-то доставать и размахивать. Каково было удивление таможеников, когда в моем рюкзаке они находили раритетный аудиомастодонт Toshiba RT 9990, который их дедушки давно выкинули, не зная что будет стоить полторы тысячи долларов. Не меньше было удивление нашему появлению в этих местах с нашими европейскими физиономиями. Это как увидеть негра, гуляющего по центральной улице в Пуховичах.

Именно на Ишигаки и отправил нас нырять японец Сильвио Ношимура. Поезжай, говорит, там классно. Все японцы туда ездят погружаться. Нас никто в аэропорту не встретил. Иногда и такое случается.

Погрузили свои дайверские монатки в тесные японские такси. Минут сорок езды по зеленому острову среди живописных сопок и мы заселяемся в отель.

Вова после трех суток тяжелого будуна еле тащит свои чемоданы, обвешаный самурайскими мечами и пакетами с детскими игрушками-мечтами детства и прочими полезными «ипонскими» сувенирами типа мешка элекронных нанотараканов. Чуть не приехал босиком, забыв в старом отеле кросовки «дольчи-кабаны».

В отеле мне чередуя спонские и английские слова объяснили, что ждали нас ... другим самолетом час назад... Я понял что ругаться было бесполезно, как с елкой. Ну прокатились на такси. И слава богу хоть так. Японцы!

Заселились в отель. Вышел на балкон, а там море и ... тишина. Такая тишина, как будто оглох. Ишигаки очень сильно отличается от муравейника Токио.

Утром отправились нырять. Все кто смог проснуться, включая Вову взяли дайверскую снарягу и шаркая по чисто вымытому асфальту тапочками прибыли на рецепцию где нас ждал автобус дайвинг-центра.

Приехали к небольшому отельчику. Через дорогу настоящие фазаны бегают с хвостами метра под полтора. Сложили свое снаряжение. Перегрузили в грузовичок. Сами пешком пошли по живописной дорожке мимо сада к лагуне. Там за деревянным аккуратным мостиком нас ждала пластиковая лодка, которая перевезла нас к большому железному двухмотороному дайвботу.

Взревели моторы и на солидной пасудине мы отправились в сторону Кабиры, где нам предстояло сделать мое первое погружение в Японии. На кораблике есть все удобства. На верхней палубе даже шезлонги привязаны к перилам, что бы не поулетали. На море штиль, солнышко и благодать. Одеваем костюмы. Капитан вяжет корабль за качающийся от легкого ветра буек в виде пустой пластиковой канистры.

Вова тоже натягивает снаряжение. По лицу видно, что дается ему это нелегко. Надеваем акваланги. Прыгаем в воду. Холодная водичка попадает за шиворот. Свежо! Ой как не правы те, кто поленился взять костюмы потолще. В 3мм на Окинаве не холодно только последователям Парфирия Иванова. Вода 24С. Чекдайв. Пока я возился с Колей Запунякой, гляжу тело Вовы плюхнулось в воду и тут же выбралось по трапу обратно на корабль. Нет! Алкоголь и дайвинг несовместимы. Вова в первые день погрузиться не смог, зато завязал пить на следующие несколько дней и не нарушал мой сон в одном номере ночными похождениями с включением света и прочими цирковыми выступлениями. Масик надолго затихорился и сосредоточился на дайвинге.

Погружаемся мы со стороны Кабиры. Под нами с первого же погружения ... манта-поинт. Такое даже на Мальдивах не каждый раз увидишь. Манты здесь каждый день круглый год. Под нами марсианский пейзаж. Каньёны, расщелины, пропасти. Манты кружат и кружат вокруг подводной вершины. Висим чуть пониже у основания подводной скалы. Первый день пришло две манты и кружили они над нами ровно столько, пока мы сам не устали. Японка Томоко все время нас фотографирова на свою мыльницу Fuji. Второй дайв мы делали где-то рядом и бродили по подводным ущельям. Второй или третий раз в жизни я увидел морскую змею. На ишигаки они повсеместно. Поднимутся к поверхности, глотнут воздуха как черепахи и отвесно ныряют вниз.

Как то на одном из погружений морской змее попался наш Вова. Нужно было видеть как оба бросились в разные стороны. Змея в одну, Вован в другую.

Прозрачность воды на Ишигаки достаточно приличная и зависит от прилива и стороны погружений. Первые три дня мы ныряли с западной части острова и практически каждый раз с мантами. Не обошлось без жертвоприношения. Вова купил фантастически дорогой фотобокс для зеркального фотоаппарата «Отец Никон». К нему был куплен второй бокс для внешней вспышки. Надеюсь деньги были не последние и BMW X-5 Вован не продавал. В общем, резкость так и не настроилась, а дорогая японская вспышка безнадежно набрала родной воды в первое же погружение. А какие раковины на Ишигаки! Чистые и крсивые, как из магазина. Даже шлифовать не надо. Удивительных размеров тритоны и гигантские «шлемы» покоятся на песке и никто их не поднимает, не ест и никуда не уволакивает. Японцы!

Как то пару раз, когда поменялся ветер и со стороны Кабиры море взволновалось, мы на автобусе перехали на другую сторону Ишигаки. Это около часа езды в сторону порта. Выходим. В порту ни мусоринки. Стерильная чистота. Ну где вы видели чистый порт! А вот там они чистые! Плюнуть за борт даже не хочется. Японцы! Это вам не Европа. Слева стоят два белосежных судна Coast Guard для ловли китайцев, которые считают западную Окинаву своими территориями. А какой порядок и чистота были бы сейчас в Китае, если бы японцев оттуда не погнали коммуняки. Следующй остров за группой островов Ишигаки уже Тайвань.

Погружаемся в небольшом течении. Прозрачность невероятная, особенно когда влетаешь в термоклин. Как то погружались на обрыв подводной гряды Blue. Глубина под 30 метров. Прозрачность невероятная. Синева. Над головой ходят косяки тунца. Ныряли с японским инструктором Нисаки, который как оказалось три года работал на Мальдивах в моей же компании и оказалась куча общих друзей и знакомых.

Отныряли мы на Ишигаки пять дней. Высушили снарягу. Покидать Ишигаки не хотелось. Очень красивый остров. Но впереди нас ждало следующий пункт нашего путешествия – сам остров Окинава. Из отеля, где мы вкусно ели и много пили, бо все было включено персонал нас провожал по японски – сначала выстроившись, а потом бегом, догоняя автобус и махая руками во главе с ... генеральным менеджером. Мы были здесь единственными не-японцами!

Снова японцы доставали и проверяли Вовин меч. Как с такой пунктуальностью и порядком они могли проиграть янки Вторую Мировую? После пятидесяти минут полета, только взлетев, мы уже приземлялись в Нахе, столице Окинавы. Как только коснулись колесами посадочной полосы, пронеслись мимо стоянки двух десятков американских аваксов. Отсюда стартуют самолеты-разведчики, контролировать и слушать воздушной пространство. Раньше их главной целью был СССР. Кто теперь, аллах его знает? Рядом и Северная Корея и Китай.

Из Нахи нам предстоял далекий переезд в отель Marriott где нам предстояло жить несколько дней. Мы проехали по скоростному хайвею мимо американской военной базы Кадена. Японцы ... сами платят американцам, что бы те охраняли Окинаву от западных приятелей. Именно на Кадену возвращались «Cуперкрепости» В-29, бомбившие в метрополии Хиросиму и Нагасаки. Окинава одновременно и самый большой из островов префектуры. Его окружают много других маленьких островов, соединенных с главным великолепными мостами и магистралями.

Мы прибыли в наш отель, стоящий на живописном побережье. Я созвонился с местным инструктором Таку, который хорошо владел английским. Именно из-за близости его дайвингцентра я выбирал расположение отеля и нам подвернулся великолепный Marriot рядом.

Мы долго спорили о том как и где нырять. А утром нас у подъзда ждал Таку. Погрузили снаряжение и понеслись на самый север острова. Японцы очень ухаживают за своей землей. Стены скал вдоль дорого укреплены бетонными и стальными консрукциями и видно что устанавливать подобные инженерные сооружения, японцы большие мастаки. Таку настоял что погружение на военный корабль Emmons на который я так рвался состоится в последний день. Я же крепко волновался за погодные условия, которые сегодня были нормальными, а завтра мог прийти циклон или подняться шторм. Но Таку, как истиный самцрай был неприклонен. Более того, куда он нас вез даже не объявлял. Просто сказал: - Увидите. Вам понравится.

И вот мы прибываем в какой то порт у мыса самой северной точки Окинавы, недалеко от местечка Хедо. Здесь в ухоженом маленьком порту стоит всего несколько рыболовецких корабликов а местный капитан выращивает в аранжерее какие-то съедобные зеленые водоросли-шарики, по вкусу напоминающие черную икру.

Мы грузимся на кораблик и отважный капитан вывозит нас на самый мыс где начинаются вдруг такие волны, что я попросил Таку повернуть корабль немного назад. Прыгаем в воду. Вода такая же привычно прохладная. Наш гид расказал, что летом в этих местах потеплее чем чем в мае. Уходим под воду. Великолепные подводные каньёны и скалы сменяют друг друга. То здесь то там появляются морские змеи уходя свечкой вверх подышать воздухом. И вдруг нам на встречу приплывает огромная как шкаф самец зеленой черепахи. Морда с арбуз. Клюв как токарные тиски. Товарищ сам обалдел от подводной встречи. Такого гиганта я не встречал даже на юге Сейшелл.

Выныриваем. Костюмы сниать не хочется, бо прохладно и дует прохладный бриз. Кораблик возвращается на обед. Таку накупил японских обедов. Таких какими питаются сами японцы. Не поверите, но пока мы ходили по ресторанам испытывая кошельки, местные запросто могут покушать и за полтора-два доллара. Едят японцы мало, да и нам в тех местах сильно не хотелось. Особенно после «все включено» на Ишигаки и завтраков Marriott. Обеды каждый выбирал себе сам но стоимость их все равно удивила, ведь мы считали Японию очень дорогой страной.

Второе погружение было в этом же районе. На выступах скал расположились словно ласточки местные рыбаки. Таку объяснил наши действия на брифинге. Нам предстояло погружаться в подводную пещеру, что было для всех неожиданным сюрпризом. Приготовили фонарики и прыгаем в воду с нашего траулера. На Окинаве совсем незачем иметь свой корабль. Местные в различных концах острова договариваются с разными капитанами и достаточно просто приехать на машине и привезти снаряжение. Таку в этих местах крепко уважают. Кроме дайвинга он проводит семинары по окинва-тэ, местной разновидности каратэ и если его слушать можно было бы съэкономить кучу денег, но что делать если они жгут карманы? Следующий раз просто надо ехать гости к Таку!

На глубине 15 метров входим под свод огромной пещеры. Такой большой что знаменитая пещера Сипадана отдыхает. Прибой с этой стороны и вода немного мутновата. Гид идет первый. Мы за ним следом как утята. Пещера превращается в бутылку и в лучах фонарика начинают метаться черные каменые стены узкого подводного прохода. Поворот налево. Поворот направо. Все проинструктированы как руками закрываться от ласт впереди идущего. Видимость резко меняется до минимума. Преодолен термоклин. Вдруг все вокруг озаряется ярким светом наших фонарей. Через несколько минут мы выскакиваем в воздушный карман подводной пещеры. Последний выныривает. Тут можно снять маску и поддув жилет вынуть регурятор. Мы в настоящей пещере невесть как образовавшейся. Еще интереснее как сюда попал воздух. Черная скала сырая и холодная. Немного даже мерзнет лицо. Огляделись, поболтали. Пора убираться из кармана. Выпускаем воздух и снова погружаемся. Кто-то из наших замешкавшись ухитрился маску уронить. Поймали. Ныряем в другой узкий проход. Поворот налево. Направо. В конце туннеля увидели тот самый свет. Но не в рай, а освещенную часть и выход пещеры. Выбрались за какой-то каменной грядой. Таку предупреждал что здес иногда встречаются акулы, но вместо них встретил еще пару морских змей и угодили в сильное течение. Завтра нам предстояло погружение, ради которого я рвался на Окинаву больше всего.

Утром следующего дня мы снова сели в меленький японский автобус, затарились едой и поехали к маленькому острову Коури, где почти семьдесят лет назад произошел один из самых поразиельных морских боев японских камикадзе.

6-ого апреля 1945 военные корабли флота США, эскадренный миноносец USS DD-457 “Emmons” и USS DMS-21”Rodman” выполняли патрулироваие вдоль побережья Окинавы со стороны Южно-Китайского моря. Приблизительно в 15:00 на них обрушились с севера воздушные армады японских самолетов. Через короткое время в Rodman врезался самолет Камикадзе объяв судно огнем. Это была первая массированая атака самолетов-смертников на военные корали. Emmons в это время помогал судну зентиным огнем, сбивая атакующих. Атака камикадзе увенчалась тем, что в его корпус врезалось почти одновременно ПЯТЬ японских самолетов, начиненных взрывчаткой. В результате детонации взорвались мины и боеприпасы на самом эскадреном миноносце. В нападении были потеряны 60 членов экипажа. 77 оказались ранены. Остальные попрыгали в воду. На следующий день изуродованый и лишеный возможности двигаться USS Emmons был потоплен огнем своих же кораблей что бы не достаться врагу. Это была одна из самых эффективных и организованых атак японских камикадце, продемонстрировавших высокий боевой дух и отвагу в борьбе с американскими захватчиками. Во время боев за Окинаву камикадзе вывели из строя более тридцати американских кораблей.

USS “Emmons”

Водоизмещение 2050 тонн

Длина 106 метров, ширина 11метров

Силовая установка 50000л/с, два винта

Скорость 35узлов/65 км/ч

Вооружение 4 127мм орудия

10 53мм торпедных аппарата

С погодой повезло. Вышли в море на небольшом рыболовном кораблике. Ярко светит солнце. Обходим остров и направляемся к месту трагедии. Капитан с Таку зорко вглядываются в темные воды. Повезло, что нет волн. Буек первым увидел я. Привычка искать всплывшие потеряные фотоаппараты и буйки потерявшихся дайверов. Сильного течения под водой тоже не оказалось. Беру с собой огромный подводный бокс с Вовиным «отцом Nikonом» бо кому ж с таким бульдозером лезть на декоглубины в неизвестные условия как не мне. Тем более что именно я всех сюда из-за этого корабля в эту страну и затащил.

Пока Таку возмится с остальными я сразу плюхаюсь в воду и за десяток взмахов ласт вниз головой уматываю на тридцать метров, пока не показался силуэт огромного железного военного корабля размером с «Пилорус» Ромы Абрамовича. Он не просто большой. Он огромный как «Аврора». Ни один корабль лагуны Truk не сравнится с этим бронированым монстром. Оглядываюсь. Следом по канату вниз идут остальные во главе с Таку и еще одной японкой, котрая персонально сопровождает отважную Настю Ермолову, которой очень холодно но интересно.

Я пошел на “прополку” щелкая все подряд из всех положений. Вот она, памятная плита. Одну недавно сперли, теперь повесили новую. Наверно Таку и спер. Японцы недовольны нахождением американской базы Кадена. Напоминие о былом поражении в войне. Кому такое понравится. Наверно плита где в сарае у него лежит. Потом в музей продаст. Судно лежит на правом борту на глубине 47 метров. Где-то рядом обломки одного японского самолета, но я их не нашел. Глубина приличная, а в планах на обычном 12л баллоне пробежаться взад-вперед и вовнутрь немного сходить пофоткать. Дальше смысла нет. Вспышку то утопили. Огромные бронированые орудийные башни понуро повесили свои пятидюймовые носы. Размеры с железнодорожный выгон. 127мм калибра смотрятся как все 203! Машина невероятных размеров. Добираюсь до носа. Слева огромная сквозная дыра. Проскакиваю насквозь. Глубина 42м. Вылетаю на 45. Передо мной огромный вход в корабль. Залетаю вовнутрь. По этому кораблю можногулять как по проспекту. Широкие проходы уходят в темнеющую тьму огромной братской могилы. Зашел “на тот свет” подальше, обернулся и вышел наружу. В этот момент к носу подошла основная группа и я сделал несколько фоток хозяина самого фотоаппарата, Вовы, который в свой сороковой день рождения погрузился на 40 метр на американский боевой корабль. Мой старый Uwatek уже близится к прединфарктному состоянию. Три минуты до деко, а я еще не был на корме. Встретил Таку. Знаками объяснил что я один обойду корабль и поднимусь сам. Группа в это время уже повернула за мной. Ходовой конец был привязан к середине корпуса эсминца. Я поднялся метров на 38 и помчалсял смотреть винты. Подо мной покоится многотонное тело грозной военной машины прошлого, сломленой силой и отвагой японских летчиков на самолетах начиненных 250кг взрывчатки, точно таких как мы видели в военном музее в Токио. За второй башней рядами рамположились неразорвавшиеся многокилограммовые морские глубинные бомбы. Тут на дискотеку собралась вся рыба Окинавы. Целый косяк карангов. Торчат мачты и покареженый металл. Вот она и корма. Компьютер давно сошел с ума и гонит на верх. Хорошо что у меня еще не какой нибудь Suunto, который придумали злые финские лорди, а швейцарец, который со мной прошел все океаны и знает что мне от него надо. Нашел два винта. Один «штопор» висит в воде. Правый зарылся глубоко в песок. Взмываю на 23 метра и возвращаюсь к канату ходового конца, поросшему ракушками. Канат четко обозначен а эсминец тает в тьме воды. Начинаю всплытие. 9 минут деко не такой и большой грех для такого роскошного погружения насамый огромный из виденных мной реальных военных судов. Добираюсь на 6м до промежуточного буйка. Здесь поселилась стайка желтых рыб лоцманов. Отвиселся. Подниаюсь на поверхность. Отдаю фотобокс. Дай бог что бы получились хорошие фотографии.

Перерыв 4 часа. Пока выветривается азот. Впереди второе, заключительное погружение на Emmos.Предстоит погрузиться по второму ходовому концу на корму и сделать подробные фото задней части судна. Перекусили. Погрузились снова на бот и снова под воду на сорокет, на этот раз уже как к себе домой. Вот только погружение получилось совсем короткое. Чуть больше 20 минут. Посмотрели оба пропеллера и кормовые сооружения, которым крепко досталось. Часть кормы буквально стесана и зияет вход в чрево, ведущий повидимому насквозь через весь корабль. Но поход вовнутрь наверно придется отложить до следующей поездки на Окинаву.

После погружений Таку предложил завезти нас в окинавский аквариум, но благодаря страннoстям некотрых участников группы, которые решили сидеть в этот день в отеле, пришлось через пол острова возвращаться в отель и только потом ехать в аквариум.

Заодно расчитались с Тако за услуги и обменялись фотографиями. Переоделись в отеле. Разобрали сушиться снаряжение. Вызвали комфортабельный автобус и поехали обратно, почти до самого погружения на Emmons. Между городами Бозе и Мотобу расположился один из самых огромных аквариумов мира, где вместо дельфинов выступают и прыгают настоящие киты, а в самом аквариуме «Тюрауми» плавают три ... китовые акулы. В акариуме Окинавы поместилось целое озеро воды и рыбы там столько, что дайвингом можно смело заканчивать заниматься. Больше чем тут в одном месте не будет не на одном самом крутом дайвсайте, даже если вы поедите куда нибуть на Чагос или Алдабру. И рыба в таком аквариуме однозначно друг друга активно поедает. А вот чем и как японцы кормят здесь трех огромных китовых акул, которые питаются планктоном, для меня большая загадка.

Вечерком после посещения, а такси нас все это ждало, мы поехали в японский ресторанчик отметить наше удавшееся путешествие, где хитрый Вова не праздновал свое сорокалетие. Кто сказал что не принято отмечать?

Утром за окном собиралась гроза. Нам очень повезло. За всю двухнедельную поездку нам не упало ни капли дождя. С севера, откуда семьдесят лет назад прилетели самолеты камикадзе, налетели черные тучи и ливанул такой сильный дождь, что крыша Марриота протекла и по шикарому мраморнуму полу холла растеклись огромные лужи. Мы погрузили багаж и поехали обратно в Наху, где нас ждало возвращение назад в страну где нет моря.